ВВЕДЕНИЕ. МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.
Процесс коммуникации
Основная
цель коммуникации — обеспечить
взаимопонимание людей, участвующих в
информационном обмене. Однако сам факт
обмена информацией еще не гарантирует
эффективности общения. Довольно часто
передаваемое сообщение оказывается
неправильно понятым и, следовательно,
коммуникации — неэффективными. Для того
чтобы лучше понять сущность процесса
обмена информацией и условия его
эффективности, рассмотрим основные
элементы и стадии коммуникационного
процесса.
Процесс
коммуникации возможно осуществлять при
наличии следующих основных элементов: отправитель,
сообщение, канал связи, получатель.
Отправитель
- лицо, стремящееся донести определенные
идеи с помощью передаваемой им информации.
Сообщение
- информация, имеющая определенную форму и
закодированная с помощью соответствующих
символов.
Канал
связи - средство передачи информации.
Канал
связи - лицо, которому отправитель
адресует передаваемое сообщение.
Процесс
коммуникации можно представить в виде
последовательности нескольких
взаимосвязанных этапов. Эти этапы наглядно
показаны на рис. 2. в виде графической модели
информационного обмена.
Рис.2. Модель процесса коммуникации
Очень
часто процесс коммуникации занимает всего
несколько минут или даже секунд и на
практике сложно выделить и разграничить
его отдельные этапы. Однако мы кратко
проанализируем каждый из них, чтобы лучше
понять их содержание.
•
Формулировка идеи. Обмен информацией
всегда начинается с формулирования идеи и
отбора информации для сообщения.
Отправитель решает, какую именно идею он
хочет сообщить своему адресату. Это
чрезвычайно важный этап, так как именно он
во многом определяет эффективность
процесса в целом. Очень часто можно
наблюдать, как непродуманная или неудачно
сформулированная идея служит источником недоразумений
и препятствует достижению взаимопонимания.
Поэтому главное для отправителя еще до
передачи сообщения — четко определить, что
именно должен понять получатель и
насколько эти идеи уместны и адекватны
конкретной ситуации. Итак, идея
сформулирована, однако она еще не имеет
определенной формы, в которой может быть
передана получателю. Придать ей эту форму —
задача следующего этапа.
•
Кодирование информации и формирование
сообщения. Для того чтобы передать свою
идею, отправитель должен с помощью символов,
понятных получателю, закодировать информацию,
придав ей определенную форму. В качестве
таких символов могут использоваться слова (звуки,
буквы), интонации, жесты, рисунки (графические
изображения) и т. д. Такое кодирование
превращает идею в сообщение.
•
Выбор канала связи и передача сообщения.
Одновременно с кодированием отправитель
выбирает и канал связи, соответствующий
типу символов, использованных для
кодирования, и целям коммуникации. К таким
общеизвестным и часто используемым каналам
относятся: почта, телефон, телефакс,
электронная почта, компьютерные сети и т. д.
Если канал связи непригоден для
физического воспроизведения определенных
символов, передача информации невозможна
или затруднена. Так, например, вряд ли можно
получить адекватное представление о
проекте нового здания по передаче
сообщения по телефону. Но не менее важно,
чтобы выбранный канал соответствовал идее
и цели сообщения, иначе обмен информацией
теряет эффективность. Например, если
руководитель хочет предупредить
подчиненного о недопустимости
совершенного им нарушения правил и делает
это во время непринужденной личной беседы,
между прочим, а не официальным письмом или
на совещании, он не должен удивляться, если
работник не воспримет идею серьезности
своего проступка.
В
ряде случаев, обмениваясь информацией,
желательно не ограничиваться единственным
каналом связи, а использовать определенное
сочетание средств передачи информации.
Хотя это и усложняет коммуникационный
процесс, зато повышает его
результативность. Так, исследования
показывают, что одновременное
использование средств обмена устной и
письменной информацией обычно эффективней,
чем обмен только письменными сообщениями.
Выбрав
канал, отправитель использует его для
передачи сообщения получателю. Речь здесь
идет только об одной из операций —
физической передаче информации, занимающей
часто лишь считанные секунды, которую,
однако, иногда ошибочно принимают за весь
процесс коммуникации.
•
Декодирование и восприятие информации.
Чтобы воспринять информацию, заключенную в
сообщении, получатель должен декодировать
его. Декодирование — это по сути перевод
символов сообщения в мысли получателя. Если
символы, использованные отправителем,
имеют для получателя такое же значение, он
правильно поймет смысл сообщения и заложенную
в нем идею. Однако в силу ряда причин,
которые рассмотрены ниже, в процессе
передачи информации возникают различного
рода помехи и искажения (шум), способные
изменить смысл сообщения.
Для
того чтобы компенсировать негативное
влияние шумов и повысить эффективность
обмена информацией, в коммуникационных
процессах используется обратная связь. Под
обратной связью здесь понимается реакция
получателя на принятое им сообщение.
Обратная связь необходима, чтобы понять,
насколько правильно было воспринято и
понято сообщение. Менеджер не должен
считать, что смысл всего сказанного или
написанного им будет понят в точности так,
как он задумал, и ему следует поэтому
наладить обратную связь с получателем.
Такая
обратная связь реализуется с помощью двух
завершающих этапов коммуникационного
процесса.
•
Интерпретация сообщения и формирование
ответа. На этом этапе отправитель и
получатель меняются местами: получатель
становится отправителем и формирует свой
ответ, в котором содержатся его
интерпретация полученного сообщения и
реакция на него, а первоначальный
отправитель — получателем, ожидающим
сообщения—ответа.
•
Передача ответа. Сформированный ответ
передается получателю по выбранному каналу
связи, замыкая тем самым цикл коммуникации.
Следует
иметь в виду, что для достижения
взаимопонимания может потребоваться
несколько таких циклов и соответственно
больше времени. Но хотя процесс
коммуникации с обратной связью протекает
медленнее, он гораздо более точен и
эффективен по сравнению с односторонней
связью.
Как
уже отмечалось выше, в системах передачи
информации в большей или меньшей степени
всегда присутствует шум. На языке теории
информации шумом называют все, что искажает
смысл передаваемого сообщения.
Определенные шумы имеются всегда, поэтому
на каждом этапе процесса коммуникации
может происходить некоторое искажение
смысла. Обычно эти искажения несущественны,
но если уровень шума высок, это приводит к
существенной потере смысла и может даже
полностью блокировать информационный
обмен. Поэтому необходимо знать основные
причины шумов и возможных искажений и
учитывать их влияние в процессах
коммуникации.
•
Перегрузка каналов связи - другая
причина трудностей в организационных
коммуникациях. Она может быть вызвана как
элементарной нехваткой технических
средств связи и обработки информации (или
их техническим несовершенством), так и
избыточностью информационных потоков.
Проверьте усвоение Предыдущий раздел Следующий раздел Оглавление