СЕТИ ЭВМ И ТЕХНОЛОГИИ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.
Службы Internet.
Электронная почта
Электронная почта - самая древняя и используемая служба Internet. Пользователю предоставляется дисковое пространство сервера и почтовый адрес который записывается в следующем виде
e-mail: имя@доменный адрес сервера
где e-mail: - указатель, показывающий, что последующая последовательность символов является адресом электронной почты; имя - уникальное имя в пределах указанного после символа @ (его почему-то называют собакой) доменного адреса сервера. Например, iva@mail.line.spb.ru, или ivaevev@mail.ru . Кстати, иногда имя почтового адреса чувствительно к регистру, например могут оказаться разными адрес iva@mail.line.spb.ru и адрес Iva@mail.line.spb.ru.
После попадания почты на конечный сервер, он осуществляет временное или постоянное хранение принятой почты. Существует две различные модели работы с почтой: концепция почтового ящика и хранилища почты. В концепции почтового ящика почта на сервере хранится временно, в ограниченном объёме (аналогично почтовому ящику для бумажной почты), а пользователь периодически обращается к ящику и «забирает» письма (то есть почтовый клиент скачивает копию письма к себе и удаляет оригинал из почтового ящика). На основании этой концепции действует протокол POP3.
Концепция постоянного хранения подразумевает, что вся корреспонденция, связанная с почтовым ящиком (включая копии отправленных писем) хранится на сервере, а пользователь обращается к хранилищу (иногда его по традиции так же называют «почтовым ящиком») для просмотра корреспонденции (как новой, так и архива) и написания новых писем (включая ответы на другие письма). На этом принципе действует протокол IMAP и большинство веб-интерфейсов бесплатных почтовых служб. Подобное хранение почтовой переписки требует значительных мощностей от почтовых серверов, в результате, во многих случаях происходит разделение между почтовыми серверами, пересылающими почту, и серверами хранения писем.
При подключении к сети через провайдера пользователю как правило предоставляется бесплатный почтовый ящик с доступом по протоколу POP3. Однако существует большое количество организаций, предоставляющих пользователям бесплатные почтовые ящики, например Mail.ru, Narod.ru, Yandex.ru и др. Как правило это почтовые ящики с доступом по WWW, т.е. фактически пользователь получает страничку в сети, на которой будут публиковаться все письма. При этом доступ к ящику паролируется. Преимущество такого режима работы с почтой заключается в том, что при его использовании не требуется дополнительных почтовых программ, и получить доступ можно с любого другого компьютера, подключенного к сети.
Телеконференции.
Телеконференции - обобщенное понятие, относящееся на самом деле к двум видам сервиса и, соответственно, двум сетевым технологиям: дискуссионные группы (или списки рассылки, mailing lists) и newsgroup (система рассылки новостей) USENET. Первые поддерживаются с помощью серверов List Processor, которые рассылают сообщения по конкретным адресам электронной почты подписчикам. Вторые - через транспортную "широковещательную" систему на базе протокола NNTP (Network News Transfer Protocol), когда поток сообщений передается от одного узла к другому, т.е. для самых широких групп пользователей.
Форумы.
Исторически форумы возникли из "электронных досок объявлений" (BBS - Bulletin Board System). "Доски" и форумы устроены практически одинаково. Пользователь может зайдя на специализированную страницу, оставить на ней короткое сообщение, которое могут прочесть все остальные посетители. Для удобства все сообщения сортируются по тематическим категориям - в зависимости от темы доски объявлений или форума.
На письма размещенные на доске объявлений нельзя ответить на той же странице - можно лишь связаться с его автором по каналам электронной почты или через его персональную WWW-страницу. На форуме пользователь может на любое сообщение ответить комментарием доступным всем участникам форума. Форумов существует значительно больше, чем групп новостей. В принципе любой крупный сайт предоставляет возможности посетителям создать форум по интересующей их тематике. Например форум http://tatulife.kulichki.net/forum/. Найти нужный русскоязычный форум можно по каталогу http://www.vseludi.com/, англоязычный по каталогу http://www.ezboard.com.
Internet relay chat (IRC)
Служба Internet relay chat (IRC) - "Живая болтовня в Internet" позволяет обмениваться в реальном времени текстовыми посланиями участников "болтовни". "Болтать" можно используя специальную программу mIRC (можно бесплатно скачать http://www.mirc.com) и огромный набор серверов службы IRC. Однако, можно участвовать в чате и без специальной программы. Существует множество WWW-чатов. Список и рейтинг чатов можно найти по следующим адресам:
http://chats.top-100.ru, http://wq.cjb.net/, http://www.irnet.ru/olezhka2/wrchats.shtml."Мгновенная почта" (Instant Messaging)
Instant Messaging возник как гибрид e-mail и ICR и позволяет пользователям мгновенно (и при желании конфиденциально) обмениваться текстовыми сообщениями. Фирма MicroSoft рекламирует пакет программ MSN Messenger, реализующий данную технологию. Однако, хотя это пакет с русифицированным интерфейсом, его популярность в России пока что невелика. Еще менее известен в России сверхпопулярный в США AOL Instant Messenger (AIM), так, как эта программа ориентирована на пользователей сети America Online. Новым является так же Yahoo Messenger (популярного каталога http://www.yahoo.com).
Самым популярным продуктом для Instant Messaging является программа ICQ (установлена на более чем 200 миллионах компьютерах). Для работы в службе ICQ (можно скачать бесплатную программу на http://www.icq.com) необходима только регистрация, в результате которой пользователю присваивается уникальный индивидуальный номер (UIN). Например UIN: 134173098.
Первоначально, ICQ задумывалось как средство поиска собеседника по интересам, но теперь это только лишь одна из функций "Аськи" (жаргонное обозначение ICQ). Трудно перечислить все другие функции (список их постоянно растет), рекомендуем попробовать работу в службе ICQ.
Конкурентом ICQ является программа Odigo (http://www.odigo.com). Эта программа позволяет общаться не только в рамках сети Odigo, но с обладателями ICQ, AIM и Yahoo Messenger. Однако, число пользователей Odigo в сотни раз меньше числа пользователей ICQ.
Файлообменные сети
Файлообменная сеть — собирательное название сетей для совместного использования файлов. Совме́стное испо́льзование фа́йлов ( file sharing) — предоставление файлов, находящихся на компьютере, в общий доступ для других пользователей компьютерной сети.
При совместном использовании возможно разделение доступа и управление доступом, то есть предоставление доступа к файлу только ограниченному кругу пользователей и (или) с определённых компьютеров; возможно предоставление различных прав доступа:
В современном Интернете популярностью пользуются файлообменные сети, предоставляющие доступ (только для чтения) к избранным популярным файлам достаточно широкому (нередко и вовсе неограниченному) кругу пользователей, с целью обмена файлами.
IP-телефония
IP-телефония (VoIP - Voice over IP; ) — система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Internet или по любым другим IP-сетям. Сигнал по каналу связи передаётся в цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить избыточность. Технология VoIP реализует задачи и решения, которые с помощью обычной технологии реализовать будет труднее, либо дороже. Например:
Skype
Skype - бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее шифрованную голосовую связь через Internet между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. Предоставляет возможность организации конференц-связи (до 25 абонентов, включая инициатора), передача текстовых сообщений и файлов, а также видеосвязь.
Веб-фо́румы
Веб-фо́рум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённое деление веб-форума: Разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» (также употребляются кальки «топик», «топ»). Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами поведения форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы - участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников.
На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям, на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) - те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант - когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие - только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.
Блоги
Блог («web log», «сетевой журнал или дневник событий») - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Людей, ведущих блог, называют бло́герами (бло́ггерами), а совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию - тематическими или общими. Для блогов характерна возможность публикации отзывов («комментариев») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Блоги можно разделить на следующие виды
Социальные сети
Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Социальная сеть направлена на построение в Интернете сообществ из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. Наиболее популярные русскоязычные сети: "В контакте", "Мой круг", "Одноклассники", "Мой мир@mail.ru", "ЖЖ". Англоязычные: "Facebook", "My Space", "Linkedln", "Twitter".
Проверьте усвоение Предыдущий раздел Следующий раздел Оглавление