СЕТИ ЭВМ И ТЕХНОЛОГИИ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.
Бизнес и Internet.
Любой бизнесмен знает, что расходы на оплату средств связи (телефонных переговоров, почтовых услуг и т.д.) иногда составляют значительную часть общего бюджета компании. Использование Internet в качестве средства коммуникации позволяет существенно снизить эти расходы. Кроме того, снимаются проблемы связанные с дозвоном, плохим качеством телефонных линий или просто отсутствием абонента на месте.
В настоящее время уже не только коммерческие фирмы, но и многие государственные учреждения, например, такие как Министерство по налогам и сборам, имеют свои представительства в Internet. Достаточно много прикладной информации по таким темам как законодательство, бухгалтерский учет, налоговое планирование и аудит. Стоит отметить, что многие коммерческие фирмы на своих страницах отвечают на вопросы читателей, и таким образом можно не только ознакомиться с общей информацией по интересующей тематике, но и получить квалифицированный ответ специалиста на свой вопрос. Для "реального" бизнеса (существующего не только в сети), по результатам анализа статистики обращений к поисковым машинам и каталогам, наибольший интерес представляет следующая информация:
Отраслевая справочная информацию по производителям товаров и услуг;
Адреса и телефоны фирм и организаций (коммерческих, государственных, общественных);
Информация о ценах и наличии товаров на складах фирм оптовой и розничной торговли;
Справочная информация и рекомендации по приобретению различных видов потребительской продукции;
Информация по действующему законодательству с подробными пояснениями комментариями специалистов;
Постановления правительства, региональных и местных органов власти;
Текущие курсы валют
Расписания движения всех видов общественного транспорта;
Как и любой другой источник информации, Internet, в силу большой аудитории пользователей, служит мощным средством рекламы. При этом сама рекламная кампания строится, обычно, следующим образом:
на одном из ресурсов сети размещается сайт с подробной информацией о фирме и производимых ею товарах или услугах;
в других информационных ресурсах (поисковых машинах, каталогах, информационных серверах и т.п.) даются ссылки на сайт.
По эффективности рекламных затрат Internet на сегодня не имеет себе равных. Стоимость поддержания ресурса в сети лежит в пределах $10 - $50 в месяц при практически неограниченном объеме размещенной информации.
Internet позволяет эффективно проводить маркетинговые исследования, т.к. с одной стороны снабжает информацией об имеющемся на рынке предложении, а с другой - позволяет провести опрос реальных и потенциальных клиентов.
В настоящее время развиваются отдельные виды бизнеса полностью существующие в Internet. Бизнес в Internet состоит в основном из следующих направлений:
Организация, содержание и обслуживание технических каналов связи - чрезвычайно затратный, хотя и весьма прибыльный вид бизнеса. Компании, занимающиеся данным видом деятельности, как правило, проводят следующие виды работ: проектирование коммуникационных сетей, получение разрешительной документации (лицензий), прокладку кабелей (медных или оптоволоконных), их поддержание в работоспособном состоянии. В основном такую деятельность осуществляют крупные государственные и частные компании, международные корпорации.
Содержание и обслуживание служб технического доступа к каналам связи - (провайдинговые службы и сервисы). Берут на себя решение вопросов аппаратной и программной поддержки компьютерной связи. Кроме того, ведут учет времени подключения абонентов или объема переданной / принятой информации (трафика). Осуществляют финансовые взаиморасчеты с абонентами за услуги предоставления доступа в Internet. Данный вид бизнеса также относится скорее к категории крупного и, отчасти, среднего.
Разработка Internet - страниц пользователей сети - Стоимость "странички" у фирм, занимающихся Internet-дизайном, колеблется в зависимости от сложности и объема работ от $300 до $5000. Стоимость разработки крупного Internet-ресурса или портала может доходить до $200 000.
Содержание Internet-магазина - этот вид бизнеса относится к малому или среднему (если, конечно, данный магазин не является частью крупной торговой сети или не принадлежит крупному производителю продукции). Бизнес не является в чистом виде сетевым, так как предполагает наличие еще и службы доставки товаров.
Сетевые учебные центры - Для них Internet является средством коммуникации с учащимися. Обычно, по сети высылаются учебные и методические материалы, по сети же принимаются выполненные учебные задания и курсовые работы. Однако в последнее время появляется все больше учебных технологий, ориентированных именно на Internet. По этим технологиям и обучение, и тестирование производится в интерактивном режиме, с использованием всех мультимедийных возможностей сети (звуковое оформление, динамическая графика и т.д.).
Справочные, почтовые службы, библиотеки - существуют в основном за счет рекламы, размещаемой на их страницах. Чем выше посещаемость, которую могут обеспечить владельцы таких ресурсов, тем выше заинтересованность рекламодателей, тем больший оказывается доход фирмы, содержащей такое средство. У наиболее посещаемых российских ресурсов доход от рекламы может достигать более $4 000 000 в год.
Платные службы сети - (разнообразные информационные услуги, периодические Internet-издания и т.п.) - существуют за счет абонентской платы за предоставление доступа к ресурсу или за счет оплаты конкретных услуг.
Современный Internet развивается весьма интенсивно и уже существует набор понятий и соответствующих им аббревиатур для обозначения устойчивых явлений, связанных с бизнесом в сети. Рассмотрим некоторые, наиболее популярные из них.
B2B - условное обозначение процесса (технологии) business-to-business (бизнес для бизнеса). Обозначает это понятие набор услуг, которые одна фирма может оказать другой фирме, используя сеть. На сегодня сформировалось два основных направления в этой сфере: Internet-биржи и Internet-консалтинг. Internet-биржи являют собой несколько расширенное представление обычных бирж с тем отличием, что за счет больших возможностей по отображению визуальной информации стало реальным торговать не только классическим биржевым товаром, таким как нефть, зерно, металлы, но и некоторыми стандартными видами товарной продукции (оборудование, комплектующие, компьютерная техника и т.д.). Internet-консалтинг в сети связан, в первую очередь, с поиском и обработкой информации из самой сети (поиск поставщиков и потребителей, мониторинг и анализ рынков и т.д.).
Интернет-биржи:
Lesprom (лесная отрасль)
Conditer (кондитерские изделия);
Мedprom (медицинское оборудование);
eMatrix (компьютерная техника);
Zerno OnLine (зерно, сахар, подсолнечник);
Alltenders (тендеры и конкурсные торги);
Интернет-консультанты:
B2C business-to-client (услуги бизнеса для конечного потребителя). Обозначает набор услуг, которые фирма может оказать клиенту (конечному потребителю), используя возможности, предоставляемые сетью. Типичными представителями данной группы являются Internet-магазины. На сегодня через сеть продается практически все, при чем с доставкой на дом. Можно выбрать по каталогу одежду или обувь, заказать обед, запросить понравившуюся книгу или видеокассету и все это будет немедленно доставлено по указанному адресу. Конечно, так успешно этот вид бизнеса работает далеко не везде (во всяком случае не везде по России, скорее это относится к крупным городам), но темпы развития данного вида бизнеса внушают уверенный оптимизм. К бизнесу B2C относятся банковские услуги по оплате счетов. Разнообразные информационные и справочные услуги, ориентированные на конечного потребителя, туристические услуги, сетевые библиотеки и т.д. и т.п. Развитие данного вида технологии предопределено резким снижением затрат (а, следовательно, и снижением цены на продукцию) ведь при "работе" в сети продавцу не надо содержать большие торговые площади, нет нужды в избыточном обслуживающем персонале торговых залов, при этом торговля может вестись круглосуточно, а обработка всей поступающей информации производится автоматически. Единственные остающиеся затраты, - это склад и служба доставки.
Участники рынка В2С:
Internet-магазины: XXL, StroyShop.ru, Ozon, CDLand, 24x7 и др.;
Internet-сервисы B2C: Zakaz OnLine;
Потребительские энциклопедии: Podberi.ru, Яндекс-Гуру.
По различным оценкам оборот рынка B2C за 2001 год составит около $200 млн.
C2C - условное обозначение процесса (технологии) client-to-client (потребитель -потребителю). Обозначает набор услуг (технологий), которые позволяют клиентам - физическим лицам, обмениваться товарами или оказывать взаимные услуги, не прибегая к помощи посредников за счет использования возможностей, предоставляемых сетью. К этому понятию относятся, прежде всего, Internet-аукционы, которые берут на себя функцию технического обеспечения сделки (дать объявление о продаже или запрос на покупку, продемонстрировать товар, оговорить предварительные условия и т.д.) и позволяют клиентам самостоятельно осуществлять акт купли продажи личной собственности. Такой "размах" взаимодействия на сегодня не может обеспечить ни одно другое средство кроме Internet. При этом комиссионные держателя аукциона необременительны для его участников и достаточны для обеспечения высокой рентабельности бизнеса его владельцу.
Лидерами C2C рынка на сегодняшний день являются Internet -аукционы Molotok.ru и Stavka.ru .
Одним из весьма интенсивно
развивающихся бизнесов, связанных с
использованием сети, являются Internet-кафе. Они
представляют собой подобие обыкновенных
кафе, только за столиками посетитель сидит
один на один с компьютером (хотя и с
чашечкой кофе, тоже). Здесь за умеренную
абонентскую плату (в пределах $2-$2,5 в час за
нахождение в сети плюс стоимость всего того,
что при этом будет съедено и выпито)
предоставляют возможность свободного
перемещения по виртуальному пространству,
обычно, с весьма приличной скоростью (за
счет использования высокоскоростных
каналов связи и современной компьютерной
техники). Предоставляется возможность
распечатать или "сбросить" на дискеты
найденную информацию, разрешить возникшие
затруднения как при работе в сети, так и при
"общении" с компьютерной техникой.
Основные занятия посетителей Internet-кафе -
это поиск информации и игры по сети. О
поиске информации мы уже говорили. Что
касается игр, то здесь можно найти все, от
международных шахматных турниров до "кровопролитных"
виртуальных схваток.
Сегодня в крупных городах России новые
дома еще на стадии строительства
подключают к Internet по отдельной
выделенной линии (т.е. без задействования
телефонной сети). В связи с этим получает
все большую популярность целый ряд "бизнесов"
обслуживающих именно такие подключения.
Дело в том, что современная компьютерная
техника рассчитана на круглосуточную
работу (в принципе, процедура включения-выключения
на нее оказывает гораздо худшее
воздействие, чем простаивание в течение
всей ночи (или дня) без отключения). Так
появились и получают распространение сервисы
"напоминания" о запланированных
событиях через Internet. Обычно эти сервисы
являются частью более обширной услуги -
ведения записной книжки и ежедневника в
сети (а заодно, и файлового архива
документов, и хранилища необходимой
справочной информации и т.п.). Если
большинство мест, которые посещает клиент,
оснащены Internet или имеется мобильное
подключение к сети, то такая услуга может
оказаться весьма удобной: нет
необходимости носить с собой большое число
бумаг, а кроме того, может отпасть
необходимость в значительном числе услуг,
которые обычно оказывает личный секретарь.
Для фирмы, предоставляющей такие услуги,
прибыль получается так же, как и для любых
других "бесплатных" сервисов за счет
размещения баннерной рекламы на специально
отведенных полях рабочих страниц таких
сетевых ежедневников.
Большое поле деятельности представляет
собой создание различного программного
обеспечения для работы в сети. Это и
средства защиты (программные и аппаратные)
и средства обеспечения коммуникаций и
разнообразнейшие программы,
обеспечивающие ведение конкретных видов
деятельности с использованием сети:
электронная торговля, виртуальные
выставочные залы и библиотеки,
автоматические справочные службы, системы
учета количества информации (трафика) и
денежных затрат (биллинга) и т.п.
Одна из весьма полезных и приятных своими
низкими расценками услуг в последние два
года является Internet-телефония (ее еще
называют IP-телефонией). Клиент звонит
своему IP-провайдеру по обыкновенному
телефону, затем набирает номер абонента,
находящегося где-нибудь на другом конце
земного шара и разговаривает с ним так, как
будто он находится не далее ближайшего
областного центра. Например, разговор с Нью-Йорком
по обычному телефону будет стоить около $2,5
в минуту. Аналогичный разговор через Internet
обойдется в $0,25 в минуту.
Проверьте усвоение Предыдущий раздел Следующий раздел Оглавление