ВВЕДЕНИЕ. МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. 

Информационно - ресурсное обеспечение

       Ниже приведена упрощенная функциональная схема информационно - ресурсного центра.

       Понятно, что, опираясь на нее, реальный информационно - ресурсный центр построить сложно. Она для этого недостаточно конкретна. Но для наших рассуждений схема удобна, т.к. проявляет некоторые важные моменты в интересующей нас сфере деятельности центра. 

    Начнем ее рассмотрение с перехода A → B (Анализ Описание), который указывает на базовое различие индустриальной и постиндустриальной стадий развития. Оно связано с типом ресурсов. Одно из важнейших свойств индустриального ресурса - истощаемость. Ресурс расходуется, уменьшается в ходе его использования. Качая нефть из скважины, мы должны помнить, что рано или поздно она иссякнет. Информационные ресурсы обладают иными свойствами, обычно их относят к типу синергетических или саморасширяющихся. В процессе использования такие ресурсы увеличиваются, а качество их улучшается. Понятно, что работать с истощаемыми и саморасширяющимися ресурсами следует по-разному. Таким образом, превращение  ресурса в информационный есть одновременно превращение истощаемого ресурса в синергетический.

Следующий этап заключается в переходе от накопления информации к ее интерпретации (B). Собственно превращение сведений в информацию и происходит в тот момент, когда их начинают для чего-то использовать. Но интерпретация - особое использование. Она имеет автора и адресата, а, кроме того, предполагает определенную ответную реакцию адресата в виде мысли или действия. Другими словами, интерпретация преследует очень земные, утилитарные цели. Отсюда следует важный вывод: информационно-ресурсное обеспечение всегда ориентировано на поддержку конкретного типа деятельности (экономической, технической, научной и т.п.), требует четко обозначенного круга адресатов.

И здесь на повестку дня встает вопрос о выборе информационной стратегии. Анализ деятельности существующих информационных структур позволяет вычленить четыре типа информационных стратегий:

1.      Создание корпоративных баз данных

2.      Обслуживание запросов

3.      Навязывание своей позиции

4.      Формирование коммуникационного пространства

При этом следует сразу отметить, что создание корпоративных баз данных можно назвать стратегией лишь условно. В приведенной схеме оно лежит в зоне A B. Хранилище информации не имеет информационной стратегии. Стратегия появляется у нее в тот момент, когда описана процедура комплектования (предполагающего конкретную предметную область). План принятия решений в этой области и будет стратегией комплектования фонда. А если дополнить его планом принятия решений по выдаче информации (кому и как выдаем), то в совокупности они составят информационную стратегию.

Обслуживание запросов – это уже полноценная стратегия. Она основана на отсутствии собственных приоритетов. План принятия решений сводится к известной формуле "Чего изволите?". В таком режиме обычно работают информационные агентства, чьи интересы лежат, как правило, в сугубо рыночной области. Они продают ту информацию, которую у них хотят купить. Интересно, что ТАСС советских времен в этом смысле не был информационным агентством, т.к. вел прямо противоположную стратегию, основанную на навязывании своей позиции.

Стратегия навязывания позиции сохраняет актуальность и сегодня, но реализуют ее обычно не информагентства, а средства массовой информации.

И, наконец, все большее распространение получает стратегия информационной инициативы, ориентированная на формирование коммуникационного пространства. Мощным техническим подспорьем в ее реализации стал интернет. Сегодня интернет не только место, где ищут информацию, но и пространство личного общения и, что, возможно, еще важнее, место построения сообщества. Действительно, в интернет можно не только найти группу, подходящую тебе по интересам, но и сформировать такую вокруг себя. Наиболее удобны для этих целей форумы. В форуме главным способом формирования коммуникационного пространства становится реплика.

Понятно, что реальная деятельность конкретного субъекта информационного поля может строиться на одной из четырех обозначенных стратегий, но чаще приходится сталкиваться с некой их комбинацией и говорить о преобладающей тенденции.

        

 

Проверьте усвоение  Предыдущий раздел  Следующий раздел  Оглавление

 

Hosted by uCoz