ВВЕДЕНИЕ. МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. 

Информационно - ресурсные центры

        Возникновение ресурсных центров тесно связано с проблемами модернизации управленческой инфраструктуры и развитием сетевых организаций.

Как известно, существуют три основных организационно-управленческих схемы: иерархия, рынок и сеть (им соответствуют административный, рыночный и партнерский способы взаимодействия). Предметом нашего интереса в данном случае является сеть (английский термин social network). К сожалению, в русском языке сетью могут назвать и связанные между собой компьютеры, и систему транспортных магистралей, и даже набор учреждений культуры отдельно взятой области. 

Каковы же основные признаки social network? – Можно было бы проанализировать их на таких классических примерах как "Мак Доналдс" и "Хилтон" и, разобрав эти примеры, убедиться, что отели "Хилтон" действительно объединены в сеть, а закусочные "Мак Доналдс" связаны друг с другом по иному принципу, ничего общего с social network не имеющему. Рассмотрим основные признаки сети

1.      Сеть не знает границ, она рассматривает Земной шар как единое место человеческого существования.

2.      Сеть может объединять разнородные субъекты.

3.      Сеть не сомасштабна ни одному из субъектов деятельности. Выход отдельного субъекта из сетевого партнерства никак не влияет на устойчивость системы в целом.

4.      Иерархические структуры тоже могут оставаться безразличными к отторжению (или гибели) отдельных элементов нижнего уровня. Но они весьма чувствительны к удару по "макушке". Если описать эту ситуацию в более общих категориях, то можно сказать, что в иерархических структурах риск распределяется по субъектам деятельности непропорционально. Сила сети в том, что она организована по принципу пропорционально распределенного риска и не имеет централизованной системы управления. Здесь следует сказать о самих управленческих механизмах. В организационных иерархиях главным рычагом управления является команда, в рынке – конкуренция и ценообразование, в сети – партнерство, координация действий. Органы координации действий, создаваемые сетевыми структурами, обычно называют ресурсными центрами.

5.      Вообще категория риска является одной из важнейших управленческих категорий. Применительно к ней различия между иерархией, рынком и сетью проявляются очень наглядно.

·        В иерархии риски объединены и стянуты кверху, а ресурсы могут быть и разделены, но всегда путем централизованного распределения.

·        В рынке наоборот - каждый субъект использует собственные ресурсы и действует на свой страх и риск.

·        В сети партнеры имеют собственные риски, но ресурс и инфраструктура у них общие.

Характерная примета сегодняшнего дня – эволюция иерархических и рыночных структур в сторону сетевых партнерств. При этом первым зримым шагом от рынка к сети будет выделение в общее пользование части ресурсов и инфраструктуры (например, информационной). А первым шагом от иерархии к сети – распределение риска или управленческих полномочий.

Главное предназначение ресурсного центра – решать те важные для участников партнерства проблемы, которые не могут быть разрешены ими самостоятельно. Чаще всего это проблемы, лежащие несколько в стороне от основной деятельности партнеров: переподготовка кадров, экспертиза, консалтинг и т.п. Ресурсный центр, ориентированный на информационное обеспечение деятельности сетевого партнерства, может быть назван информационно-ресурсным центром.

Создавать информационно-ресурсные центры могут не только всякого рода ассоциации, но и рыночные структуры, и органы государственного управления. Но при этом создатели должны отдавать себе отчет, что вступают в новую, сетевую систему взаимоотношений, передают часть своих ресурсов и управленческих полномочий в общее пользование. Если областной комитет по культуре инициирует рождение подобного центра, то его чиновники должны понимать, что это не их новое подразделение, а самостоятельная структура, имеющая собственные цели и задачи. А если такого понимания нет, то не будет и информационно-ресурсного центра. Будет в лучшем случае информационный центр - сервисная структура, работающая на исполнение информационных заказов упомянутого комитета. С соответствующим отношением к ней других субъектов культурной деятельности.

        

 

Проверьте усвоение  Предыдущий раздел  Следующий раздел  Оглавление

 

Hosted by uCoz